Сомодератор секции «Культурная идентичность в рамках многополярного мира» доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель отдела культурологии Института Наследия Татьяна Александровна Пархоменко о важности созыва шестого Культурологического конгресса
– Насколько своевременным Вам видится созыв шестого Конгресса культурологов?
– Организация и проведение Культурологического конгресса на базе Научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва является логичным, конструктивным и оправданным в связи с общностью их целей и задач, которые состоят в необходимости исследования закономерностей возникновения, функционирования, сохранения и развития культуры как процесса трансляции интеллектуальных ценностей русской и российской цивилизации на основе отечественной философской и духовной традиции. Однако, если Институт Наследия занимается исследованиями и разработками в достаточно замкнутом интеллектуальном пространстве, то конгресс позволяет преодолеть эти узкие рамки путем организации широкой научной дискуссии, привлечения к ней специалистов разных направлений и проведения не только общего пленарного, но и секционных заседаний, посвященных актуальным вопросам современной культуры.
– Что видится Вам наиболее существенным для секционного заседания «Культурная идентичность в рамках многополярного мира», сомодератором которого Вы планируете выступить?
– Как известно, в современном мире культурная идентификация коренного и пришлого населения стала для целого ряда стран большой проблемой, поскольку мощные миграционные потоки вольно или невольно ломают фундаментальную, аксиологическую основу идентичности живущих на их территории людей – систему их ценностей, духовных смыслов и образов, культурных традиций и практик. Если в прошлом принадлежность к тому или иному этносу, народу, и шире – цивилизации, определялась исключительно религией, то в новое и новейшее время многое изменилось. Секуляризация общества и культуры, политика мультикультурализма и «плавильного котла», привели, с одной стороны, к размыванию национально-культурных идентичностей, а, с другой стороны, к явному и неявному цивилизационному противостоянию.
Для России вопрос культурной самоидентификации ее населения – многонационального и многоконфессионального – является очень сложным. Он связан с непростой дилеммой государственного определения приоритета ценностей, либо светских либо религиозных, а при выборе последних — выяснения, каких именно ценностей. Если языческих, то любой идол важен и хорош, и чем их больше, тем лучше; если христианских, то «нет ни иудея, ни эллина», «нет ни мужеского, ни женского», все едины во Христе и равны перед Богом; если мусульманских, то шариат, имамат и так далее. Мне представляется, что при такой разнице религиозных ценностей Российская Федерация, как это и записано в ее Конституции, должна оставаться светским государством, что позволит сохранить в стране гражданский мир и согласие.
– Какие задачи стоят сейчас перед сообществом культурологов?
– Основной задачей, стоящей перед культурологическим сообществом, на мой взгляд, является широкое распространение знаний о культуре, а также о том, что мир держится не только и не столько на грубой физической силе, сколько на интеллектуальной мощи, что культ силы допустим тогда, когда он уравновешивается культом знаний, просвещения, красоты и добра. Как говорил Петр I, «оградя Отечество безопасностию от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусства и науки».