И.И. Горлова, доктор философских наук, профессор, директор Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и наследия имени Д. С. Лихачёва, заслуженный деятель науки России и Кубани – о содержании понятия культурной идентичности и задачах культурологии региона
– Насколько актуальной Вам представляется тема конгресса?
– Тема конгресса, сформулированная Программным комитетом как «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», несомненно, актуальна. Об этом сегодня много говорят и пишут. Кроме того, проблемы идентичности находятся в центре нормотворческой деятельности государства. Вот, например, 8 мая 2024 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области исторического просвещения. В восьмом пункте читаем: «Целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей». Так что эта проблематика в настоящее время «на острии пера» и исследователей, и участников общественных дискуссий, и социокультурной практики.
В отношении идентичности, хочу отметить следующее. Для российской науки и практики это, конечно, не новая проблематика. Но, если еще пять-десять лет назад, такие понятия, как «традиционные духовно-нравственные ценности», «культурная идентичность», «укрепление гражданского единства» просто перечислялись через запятую, то сейчас мы можем вполне говорить о некой их иерархии. Мне кажется, что четко вырисовывается триада: «духовно-нравственные ценности» – «культурная идентичность» – «гражданское единство». Ее ключевым звеном становится именно «культурная идентичность».
Думаю, это важно понять: идентичность является свойством личности, конкретного человека, субъекта исторического действия. Сами духовно-нравственные ценности, если они не усваиваются индивидом на глубинном уровне, не становятся руководящими установками его деятельности, оказываются, говоря современным языком, «мертвым», остающимся невостребованным, капиталом. Обретение культурной идентичности означает, что человек из атомизированного индивида превращается в сознательную личность, понимающую свою ответственность перед согражданами, с которыми он должен объединиться и совместно действовать ради купирования внутренних и внешних угроз, и во имя блага и процветания родной страны.
– Чего Вы ожидаете от секционного заседания «Культурология региона, краеведение и этнокультурное наследие народов РФ», стать сомодератором которого Вы приглашены?
– Ожидаю прежде всего хороших докладов и доброжелательных дискуссий. Надеюсь, что у нас получится интересный и конструктивный разговор. Россия — вообще страна регионов, поэтому наша секция имеет ключевое значение. Интерес к культурологической регионалистике стабилен. В теоретико-методологическом контексте я бы выделила здесь несколько опорных точек: понимание и уважение культурных различий; изучение истории и традиций; сближение и взаимопонимание; развитие международного сотрудничества; повышение культурного уровня.
Секционное заседание будет включать в себя обсуждение и анализ исторического и культурного наследия регионов, аналитическое описание уникальных традиций и обычаев, опыта развития краеведения, выявление воздействия культуры на повседневную жизнь жителей, разработку стратегий для сохранения и продвижения этнокультурного наследия, обсуждение возможных культурных мероприятий и инициатив для развития сферы культуры регионов. Такие дискуссии, несомненно, будут способствовать углубленному пониманию и ценности этнокультурного наследия региона, а также способствовать его сохранению и развитию.
– Какие новые задачи встали сейчас перед культурологическим сообществом?
– Это очень интересный вопрос – и, в то же время, очень сложный. Дать на него лаконичный ответ не так-то и просто. Пожалуй, это может быть даже предметом отдельной статьи. Говоря общими словами, задача культурологического сообщества – писать «портрет» современности, используя для этого весь спектр «красок» – исследовательских методов и материалов. Если же говорить более конкретно, особенно с учетом поправок на время, на тот непростой период, который переживает наша страна, то эти задачи представляются мне такими. Основным является сохранение и продвижение национальной культуры в условиях глобализации. Необходимо находить оптимальное соответствие между сохранением традиций и открытостью инновациям.
Кроме того, важно содействовать развитию просвещения, исторического тоже, но и вообще – повышению культурной грамотности населения. Это поможет сформировать уважение к культурному наследию и содействовать его сохранению. Также важной задачей является изучение современных форм и текстов культуры, поддержка и развитие культурных индустрий, включая литературу, кино, театр, музыку и прочие виды искусства и творчества. Это будет способствовать развитию культурного потенциала нашей страны и ее продвижения и популяризации в мире. Наконец, культурологическому сообществу необходимо активно участвовать в общественном диалоге и формировании культурной политики государства. Только таким образом можно обеспечить разностороннее и гармоничное развитие культуры в современной России.