Елена Николаевна Савельева, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и музеологии Института искусств и культуры; старший научный сотрудник лаборатории Теории и методологии культуры, Национальный исследовательский Томский государственный университет
– Уважаемая Елена Николаевна, насколько актуальной Вам представляется тема конгресса?
– Кризис идентичности предстаёт сегодня не только умозрительной проблемой, диагностированной обеспокоенным научным сообществом. Дело в том, что всё очевидней надвигаются практические последствия неустойчивой, множественной, «транскультурной» идентичности современного субъекта, «заигравшегося» в предлагаемом выборе, утерявшего устойчивые ориентиры на территории национально-культурных традиций, и неспособного к адекватной оценке возможностей и рисков новационных преобразований (научно-технического, этического, эстетического и любого другого характера). Этот процесс затрагивает как внутренние, так и внешние измерения идентичности, а также обусловливает возникающие аномалии её коммуникативной природы.
Можем ли мы надеяться, что культурная идентичность, обладая интегративной природой, являясь результатом индивидуального выбора и реализуясь в коллективном – национально-культурном — формате, стойко сохранит приверженность неким ценностно-смысловым установкам и выступит гарантом уникальности сообществ? Как, избегая апологетики вдохновляющих традиций, совладать с новыми технологиями, которые в комфортном режиме конструируют, подчиняют и подменяют желания человека? Возможность обсуждения подобных и спектра других насущных вопросов предоставляет площадка конгресса. Поэтому, да – актуальность его проведения не вызывает сомнений!
– А чего Вы прежде всего ожидаете от своего секционного заседания «Идеологические основания укрепления культурной безопасности и противодействия терроризму и неонацизму»?
– Хочется надеяться, что в рамках темы секции состоится продуктивный обмен мнениями, результатами исследований и практическими предложениями относительно выработки механизмов противодействия экстремистским тактикам насилия. В ряду насущных вопросов, охватывающих разнообразные аспекты данной глобальной угрозы и требующих обсуждения, можно предварительно наметить следующие:
- Крайне важно обращение, в первую очередь, к природе экстремизма и терроризма, поскольку, несмотря на неуклонный рост числа исследований, в настоящее время эта проблематика остается одной из самых актуальных и широко обсуждаемых не только в политико-правовом, но и гуманитарном дискурсе. В этом проблемном поле необходимо затронуть социокультурные предпосылки распространения экстремистской идеологии и дать им культурфилософскую оценку.
Не менее продуктивным может быть разговор о роли идеологии (рассматриваемой и как область семиотического / знакового по Бахтину, и как миф и поиск ценностей по Барту, и как система идей и взглядов, нацеленных на социальную деятельность), предусматривающий выход к консенсусу, обеспечивающему согласованность в поиске практических механизмов укрепления культурной безопасности.
Следовало бы затронуть причины распространения идеологии неонацизма в среде молодежи, а также влияния криминальных субкультур.
- Большие надежды возлагаются на обсуждение исследований языковых (лингвистических и нелингвистических) признаков экстремизма, содержащихся в текстах СМИ, массмедиа, социальных сетей. Будет интересен опыт коллег, занимающихся практикой анализа и выявления пропаганды разных видов экстремистской идеологии (нацизма, неонацизма, неофашизма, АУЕ и т.д.) в культурных текстах, формах, процессах, как на уровне символики в визуальном формате, так и в формате речевых актов. Предполагаемое участие специалистов в области лингвистических, искусствоведческих, психологических и других подходов, безусловно, будет приветствоваться, поскольку междисциплинарность исследований наиболее предпочтительна в качестве основы для разработки средств и методов профилактики и противодействия терроризму.
- Целесообразно обсудить проблемы и достижения в разработке теоретико-методологических основ гуманитарной (культурологической) экспертизы. Не секрет, что её принципы, методы, понятийный аппарат находятся в стадии формирования и являются предметом дискуссий. Между тем, профессиональной оценки требуют многие деструктивные явления. Общественные же ожидания возлагаются на культурологическую экспертизу, в предметное поле которой входят исследования соответствия / несоответствия ценностного и смыслового содержания действующим нормам, анализ и диагностика информационной среды, знаков коммуникации. Можно предполагать, что интеллектуальные технологии гуманитарной экспертизы способны содействовать разработке эффективных программ контрольно-превентивных мер и стратегических решений.
- В связи с этим, намечается еще одно направление, требующее серьезного внимания. Речь о профилактике и формах противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде, СМИ, масскультуре, художественных практиках современного искусства и других сферах культуры.
В целом же, в рамках секционного заседания, несмотря на предварительно обозначенные вопросы, мы рассчитываем на интеллектуальный взаимообмен и знакомство с исследованиями, раскрывающими самые разнообразные аспекты поставленной проблематики.