Олег Юрьевич Астахов, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии, философии и искусствоведения Кемеровского государственного института культуры, сомодератор секционного заседания «Культурология научно-технического развития: человек в техносфере»
– Олег Юрьевич, насколько актуальной Вам представляется тема конгресса?
– Концепция VI Российского культурологического конгресса определяется обращением к особенно значимой в условиях современности теме культурной идентичности. Мы оказываемся свидетелями и участниками социокультурных процессов, связанных с необходимостью понимания себя не только на локальном уровне, когда проявляются чувства сопричастности к событиям повседневной жизни, но и на уровне общекультурных и национальных идей, способствующих постоянному и устойчивому развитию общества. В этой ситуации, важным является сохранение баланса в процессах регуляции культурных процессов, обуславливающих нашу идентичность, что требует корректности в определении новых горизонтов социокультурного развития.
– Чего Вы ожидаете от секционного заседания, сомодератором которого являетесь («Культурология научно-технического развития: человек в техносфере»)?
– На секционном заседании планируется обсуждение весьма противоречивых вопросов, связанных с рассмотрением человека в современной техносфере, обладающей особым статусом в сравнении с предшествующими этапами научно-технического развития. В контексте общей тематики культурологического конгресса, речь пойдет о глубинных проблемах культурной идентификации в аспекте соединения человеческого духа и материи. В связи с этим, возникают полярные суждения о специфике такого соединения, формирующего неоднозначное толкование соотношений субъектности и объектности человека в техносфере.
Совмещение человеческого мозга и компьютера усугубляет проблему растворения сознания в технологиях. Открытие искусственного интеллекта, который в современных дискуссиях выступает олицетворением проблем синтеза духа и материи, ставит перед нами новые задачи понимания механизмов культурной идентификации в условиях развития современной техносферы, приобретающей абсолютную реалистичность в контексте выстраивания виртуальных субъект-объектных отношений. В результате этого человек буквально физически сталкивается с проблемой осознания себя и реальности, что обуславливает сложность идентификационных процессов.
– Какие новые задачи, по Вашему мнению, встали сейчас перед культурологическим сообществом?
– Думаю, что интерес к исследованиям культуры сегодня вновь возрастает в связи с актуализацией цивилизационного подхода к пониманию развития общества, что обуславливает проблематику исследований, связанных с культурной идентификацией.
Во многом эта ситуация напоминает реформы 1990-х годов, когда стояла задача определения способов регуляции социокультурных отношений, базирующихся на устойчивых ценностях. Сегодня мы вновь сталкиваемся с проблемой выявления и актуализации устойчивых смыслов и ценностей, обуславливающих развитие культурной идентичности с учетом множественности способов ее проявления.