Любовь Михайловна Мосолова, профессор кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена, доктор искусствоведения, кандидат философских наук, заслуженный работник Высшей школы РФ, академик Национальной академии художеств Республики Кыргызстан – о проблемах культурологии образования
– Уважаемая Любовь Михайловна, насколько актуальной Вам представляется тема конгресса?
– Созывы Российских культурологических конгрессов всегда являются большим событием не только для культурологов, но и для многих ученых и практиков, занимающихся смежными науками и взаимосвязанными областями развития культуры. Я принимала участие во всех пяти культурологических конгрессах и знаю, что обсуждаемые на них научные темы и прикладные проекты были обращены к существенным проблемам развития наук о культуре и содействовали решению насущных практических вопросов развития культуры России.
Тема Шестого Российского культурологического конгресса представляется чрезвычайно актуальной, поскольку ее обсуждение нацелено на анализ и осмысление фундаментальных вопросов современной, весьма острой фазы нашего исторического бытия — кто мы? с кем мы? куда идем? как действовать? Мы должны более основательно определиться со своей культурной идентичностью как навигатором коллективного самосознания и деятельности. Требуется многосторонняя теоретическая рефлексия, необходимая для выработки адекватных нашему времени направлений культурной политики и социокультурного строительства.
– Чего Вы в первую очередь ожидаете от секционного заседания «Культурология образования: состояние, проблемы, перспективы», со модератором которого Вы приглашены?
– Наше секционное заседание будет посвящено целому спектру культурологических проблем образования, которые накопились к постболонскому этапу его существования. Это, прежде всего, обновление всего образовательного пространства страны с анализом его достижений и просчетов, это – и отстающее культурологическое просвещение и его институции это – также и подготовка современных кадров культурологов для широкого диапазона различных сфер культуры. Интересно было бы услышать мнения и о подготовке новой учебной литературы по культуре России и по ее евразийскому культурному наследию, о новых версиях истории мировой культуры с включением в нее достижений Ближнего Востока, Южной Азии, Африки и Латинской Америки, в контексте начала сложения нового миропорядка, и многое другое.
– Как Вам кажется, какие новые задачи встают перед культурологическим сообществом?
– Этих задач – просто лавина и, чтобы их успешно решать, необходима продуманная Культурологическая программа, и система взаимодействия государственных и общественных организаций, различных ведомств, академических учреждений, образовательных и информационных структур, личной заинтересованности интеллектуалов, нужна консолидация культурологических сил страны, и так далее.
Важно преодолеть негативные последствия реализации неолиберальной идеологии и ряда проектов «cultural theory», содействующих дроблению и хаотизации представлений о понятии «культура», дезинтеграции культурологических исследований и деградации многих массовых культурных практик. Необходимо по достоинству оценить достижения российской культурологии, отечественные конвергентные исследованиия в науках, наличие новых научных конвенций, и другие творческие достижения в культуре – и в самой науке о культуре.
В общем, уверена, что обсуждение проблем культурной идентичности во всех ее аспектах будет интересным, содержательным и конструктивным.