Ирина Аркадьевна Краева, ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» – о культурологии образования
– Насколько актуальной Вам представляется тема конгресса?
– Тема VI Культурологического конгресса связывает воедино целый спектр актуальных научных и социально-значимых проблем, обусловленных, в частности, поиском устойчивых культурных оснований объединения и формирования позитивной идентичности российского общества при всем его этнокультурном и конфессиональном разнообразии, социально-экономической и поколенческой дифференциации, различиях в ценностных и мировоззренческих установках граждан и стремительных темпах культурных изменений и технологических инноваций. Не менее важными являются проблемы продвижения адекватных образов идентичности России в международном пространстве с его тенденцией к многополярности, в том числе, через распространение отечественной культуры с ее традиционными гуманистическими установками и ценностями.
– Чего Вы ожидаете от секционного заседания («Культурология образования: состояние, проблемы, перспективы»), сомодератором которого являетесь?
– Внимание культурологического научного форума к гуманитарным аспектам образования, к культурологии образования представляется и обоснованным, и своевременным, поскольку образование, прежде всего гуманитарное, это — важный «срез» и ценный «осадок» культуры, воплощение совокупного социального опыта, культурно–исторической памяти, культурной самобытности, национального характера и ментальных особенностей народа. Гуманитарное образование, философская, историческая, лингвистическая интерпретация культуры всегда и обязательно национально окрашены, поэтому оно всегда всегда было и остается важным фактором «выращивания» национальной интеллектуальной элиты, механизмом социализации и инкультурации личности, пространством формирования (и более того – целенаправленного конструирования) образов «своей» и «чужих» культур, культурной идентичности человека и целых народов (достаточно вспомнить опыт постсоветской Украины).
В рамках секционного заседания хотелось бы обсудить актуальные проблемы и перспективы развития национальной системы образования, ее гуманитарной составляющей в условиях вызовов современного этапа историко-культурной динамики, с одной стороны, и в преддверии нового этапа реформирования системы высшего образования в России, с другой.
– Какие новые задачи, по Вашему мнению, встали сейчас перед культурологическим сообществом?
– В качестве первостепенной задачи видится возвращение в отечественную систему образования в значительной степени нивелированных болонским процессом достижений российской истории, культурного наследия народов России, великих «имен собственных» отечественной гуманитарной мысли, без чего все разговоры и размышления о позитивной российской идентичности будут несостоятельными.