Астафьева Ольга Николаевна, доктор философских наук, профессор, Директор Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», профессор кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, Председатель Президиума Российского культурологического общества – об актуальных проблемах культурной идентичности
– Насколько актуальной Вам представляется тема конгресса, с учетом происходящих социокультурных изменений?
– В российском научном сообществе сложились конкурирующие школы и направления, вступающие в сложный диалог, который разворачивается вокруг подходов к изучению системы ценностей и смыслов, представлений о культуре и религии, о языке и символике, об исторических корнях, как общеразделяемых идентификационных признаках. Теоретическая актуальность и практическая востребованность культурологических исследований подобного типа неуклонно возрастает.
Чем это вызвано? Основная причина возникновения этой тенденции видится в каскаде взрывных социальных процессов, с одной стороны, усиливших заложенную в самом концепте «культурная идентичность» смысловую многозначность; с другой стороны – в обострении внимания к неисчерпаемости возможностей культурной идентичности в моменты смены культурно-цивилизационного вектора развития России, сопровождающегося научно-технологическими и техническими инновациями, переходом мира к многополярной модели глобализации.
Разумеется, модальность традиции, обеспечивающая устойчивость культурной идентичности и являющаяся ядром российской культуры, по-прежнему актуальна и притягивает внимание культурологов к темам исторической памяти, историко-культурного наследия, социализации и инкультурации, духовно-нравственных ценностей. Но при этом, заметим, исследовательский интерес культурологов к осмыслению модальности новаций и модернизации, не снижается. На наш взгляд, прежде всего потому, что порождаемый сосуществованием традиций и инноваций импульс к развитию стимулирует механизмы социокультурной самоорганизации. В такие моменты выбора направления развития базисные методологические установки порой попросту не работают и требуют переосмысления.
Поэтому поиск методологических решений относительно смыслового кластера «культурная идентичность», претерпевающего значительные семантические изменения в современных условиях, на мой взгляд, актуален, ибо обеспечивает вписанность стратегии целостности в общую рамку отечественной культуры.
– Чего Вы ожидаете от секционного заседания («Культурная идентичность в современном мире: теории, концепции, прогнозы»), сомодератором которого Вы приглашены?
– Прежде всего, позвольте поблагодарить Программный комитет конгресса за широту предложенных тематических линий вокруг центральной междисциплинарной категории «культурная идентичность», поскольку уверена, что конфигурация предстоящих заседаний конгресса позволит раскрыть ее смысловую многогранность.
Цель нашего секционного заседания представляется основополагающей в контексте заявленных конгрессом направлений: в общий исследовательский фокус попадают разные модели идентичностей, что потребует от участников готовности к обобщению и систематизации, переосмыслению и интерпретации концепций культурной идентичности именно с культурологических позиций.
В качестве основы для дискуссий предлагается фундаментальная категория целостности, как единица измерения междисциплинарной открытости концепта «культурная идентичность», рассматриваемая в качестве оснований для конституирования практик, соединяющих когнитивные, эмоциональные, символические и регулятивные элементы культурной идентичности.
Среди наших ожиданий – интересные идеи и теоретические обоснования современных подходов к проблемам: размерности культурных дистанций и трансформации идентификационных моделей; соотношения и специфики национально-культурной, этнокультурной, религиозной идентичности; выявления особенностей интегративных вариантов коллективной идентичности; понимания и интерпретации разных видовых моделей идентичности, в том числе, не только традиционно включенных в орбиту культурологических исследований, но и находящихся на периферии научных разработок.
Широта постановки темы секционного заседания, надеемся, позволит раскрыть сущность культурологической проекции современного российского самосознания и его предрасположенности к модели современной государственной культурной политики России. Итогом работы секции станет продвижение культурологии в систему современного социально-гуманитарного научного знания.
– Какие основные задачи стоят сейчас перед культурологическим сообществом? Какие изменения вы можете отметить со времени проведения предыдущего Культурологического конгресса?
– Современная повестка дня для российских культурологов в контексте тематики конгресса – это прежде всего наша включенность в разработку фундаментального дискурса о тождестве и различиях, как ядре теоретических дискуссий о культурной идентичности. В масштабах современного научного знания – это рост профессиональной квалификации культурологов и укрепление академического статуса культурологии.
На мой взгляд, ресурсы научной результативности и общественного признания кроются в укрепляющемся сотрудничестве российских ученых-культурологов, в совершенствовании межрегиональной системы взаимодействия, которая складывается в последние три года в рамках Российского культурологического общества. На сегодня в научное сообщество активно включились свыше 500 человек из 54 субъектов Российской Федерации. Большинство из них, конечно, станут участниками VI Культурологического конгресса, что обеспечит успешную научную коммуникацию. Приглашаем к сотрудничеству!