Малыгина Ирина Викторовна, заведующая кафедрой мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, доктор философских наук, профессор – о новом методологическом «повороте» и перспективах исследований идентичности
– Уважаемая Ирина Викторовна, Почему, по Вашему мнению, научный интерес к различным аспектам проблемы идентичности стал настолько активным в современных исследованиях культуры?
– Соглашусь: феномен идентичности в последние годы оказался в фокусе исследовательского внимания, а сам термин прочно укрепился в научном и публицистическом дискурсе. Более того, в современном социально-гуманитарном знании (и культурология в данном случае не исключение), угадывается тенденция к новому методологическому «повороту», назовем его по сложившейся традиции «Identity turn»; разворачивается отдельное научное направление – «исследования идентичности» или «Identity Studies».
Растущий в геометрической прогрессии массив публикаций «на тему» позволяет говорить о том, что фактор идентичности сегодня с одинаковым основанием может претендовать на статус, как триггера, так и универсального «объяснительного принципа» многих актуальных явлений и процессов: от «столкновения» культур и цивилизаций, культуры отмены и системного коммуникативного кризиса, которыми отмечена «постглобальная» реальность – до новых форм и казусов самоопределения человека в цифровом пространстве современной культуры; от естественного стремления народов к сохранению культурной самобытности – до искусственного конструирования своей истории и судьбы, деструктивных форм манифестации национальной и культурной «исключительности». Все эти процессы и их глубинные культурные причины, безусловно, требуют внимания, изучения, понимания. И в этом смысле VI Культурологический конгресс дает возможность для широкой дискуссии, для своеобразной «сверки» направлений, авторских подходов и методологического инструментария современных исследований идентичности.
– Чего Вы ожидаете от секционного заседания («Культурная идентичность в современном мире: теории, концепции, прогнозы»), сомодератором которого являетесь?
– От участников дискуссии с нетерпением ожидаю именно новых идей, концепций и прогнозов. При этом важным условием продуктивной дискуссии мне представляется готовность к большему или меньшему, но выравниванию исходных методологических установок, позволяющих, при всем разнообразии исследовательских интересов и смысловой переполненности трактовок феномена идентичности, оставаться в едином проблемном и дискурсивном поле, достичь непротиворечивых результатов и дать новый импульс развитию исследований идентичности в отечественной культурологии.
– Какие новые задачи, по Вашему мнению, ставят перед культурологическим сообществом описанные Вами процессы?
– Российское социокультурное пространство находится в точке сборки. Во многих смыслах. В том числе, в смысле нарастающего запроса на объединительную идею для всех поколений и социальных страт, на выработку устойчивых оснований социальной консолидации и культурной идентичности.
В этой связи, приоритетными представляются две взаимосвязанные задачи. Первая, – методологическая, – связана с необходимостью настройки исследовательского аппарата: создания адекватных объяснительных моделей, формирования более точного и дифференцированного понятийного инструментария для описания и интерпретации различных форм самоопределения и самопрезентации (как отдельных субъектов, так и целых сообществ), в том числе и тех, которые могут мимикрировать под культурную идентичность, но таковой не являются, ибо не обеспечивают индивиду сколько-нибудь устойчивого переживания укорененности и принадлежности, а обществу – консолидации и единства. А вторая задача, – прикладная, – видится в развитии проектного подхода в управлении культурными процессами, в создании и продвижении проектов, ориентированных на консолидацию российского общества, на формирование позитивной идентичности, основанной на великом культурном наследии всех народов России, безусловно; но не в меньшей степени – на образах ее «стоического» настоящего и понятного, внушающего оптимизм, будущего.