Татьяна Борисовна Сиднева, доктор культурологии, профессор, проректор по научной работе, зав.кафедрой философии и эстетики Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки – об актуальных проблемах исторической культурологии
– Что представляется Вам наиболее существенным для работы секционного заседания «Историческая культурология», стать сомодератором которого Вы получили приглашение?
– Культура, как подвижная саморазвивающаяся система, мобильна, открыта и чувствительна к изменениям. Непрерывное обновление культурного пространства происходит в синхроническом и диахроническом измерениях. Для исторической культурологии проблема идентичности имеет ключевое значение, поскольку смысл культурного текста обогащается с позиции последующих времен. Известно, что «внутренняя точка зрения описывающей себя культуры и описывающего ее извне исследователя не совпадают» (Ю. М. Лотман). Например, в начале ХХI столетия, XIX век получает свое «второе завершение, превращаясь в век позапрошлый» (М. Эпштейн). Именно поэтому является необходимым обращение к изучению сюжетов истории, которые, казалось бы, исчерпывающе и многократно описаны. Преодоление иллюзии полноты знания о прошлом (магистральных и локальных явлений) – одна из задач современной исторической культурологии.
В то же время, прошлые эпохи сообщают актуальному состоянию культуры бесценный опыт, игнорирование которого губительно для постижения идентичности современного мира и перспектив исторической эволюции.
Общий, многократно апробированный в истории тезис «культура, не знающая прошлого, оставляет после себя пустыню» требует сегодня новой аргументации, поскольку является одновременно и очевидно-аксиоматичным, и требующим нового осмысления.
– Насколько важна проблематика исторической культурологии для конгресса культурологов в целом?
– Я очень надеюсь на то, что культурологический конгресс откроет дальнейшие перспективы исторической культурологии, станет креативной платформой для новых идей и продуктивных концепций и актуальных методологий. Было бы очень существенным, если бы наш конгресс способствовал появлению новых интерпретаций традиционных сюжетов истории культуры.