Хлевов Александр Алексеевич, профессор кафедры «История» Института общественных наук и международных отношений в Севастопольском государственном университете, профессор кафедры истории и международных отношений историко-филологического факультета в филиале Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Севастополь, доктор философских наук, профессор – об итогах работы конгресса
– Какое общее впечатление оставил у Вас VI Российский культурологический конгресс?
Конгресс является универсальной и очень плодотворной площадкой, позволяющей ясно оценить динамику осмысления культуры в рамках российского экспертного и академического пространства. К сожалению, невозможность присутствия на нескольких секциях одновременно заставляет довольствоваться тезисными «следами» множества интересных докладов и сообщений. Но и это совсем неплохо. Как представляется, именно вопросы межкультурного диалога, проблематика саморефлексии культуры и адекватного осознания своих и чужих ценностей, чуткое, нешаблонное и неполитизированное восприятие «себя» и «другого» являются в обозримой перспективе приоритетными темами для обсуждения.
– Какие результаты Вашего секционного заседания представляются Вам наиболее перспективными?
Работа секции, на мой взгляд, является убедительным подтверждением совершенно очевидного обстоятельства – основным вызовом для любой культуры является способность трансляции своего смыслового наполнения другим культурам в рамках и условиях неизбежности глобализационных процессов и формирования сплошного поликультурного пространства, где у человека есть возможность выбора предпочитаемых моделей. То есть, в значительной степени, это вызов языка культуры, в который она «упаковывает» свои идеи и ценности. Докладчики, как представляется, продемонстрировали весьма убедительные примеры – от способности музыкального языка преодолевать любые политические барьеры до пластичности языка танца, корректирующего традиционные паттерны ради соответствия ожиданиям инокультурного потребителя. При этом, мне кажется, важно определиться с базовыми установками – чрезмерное увлечение цивилизационным подходом к истории культуры разрушает целостное восприятие культурно-исторического процесса, абсолютизирует частное и особенное в культуре, что мало соответствует современному уровню развития человечества и очевидным интеграционным культурным процессам.